Экономика дара. Википедия. Burning Man. Потлач. Круг Кула.

Чтобы попытаться понять смысл существования денег, следует вначале понять, почему люди в принципе занимаются обменом? Ведь на понятии «обмена» зиждиться вся экономическая жизнь общества и деньги в частности. Если не было бы обмена, не было бы ни денег, ни экономической жизни.

Принято полагать, что до эпохи товарно-денежных отношений предшествовал так называемый бартер, то есть натуральный обмен или, по-другому, меновая торговля. Не существует никаких доказательств того, что до начала использования денег для торговли, общество опиралось на бартер (то есть чтобы бартерная экономика предшествовала рыночной). Существует и другое мнение на этот счёт.

На ранних этапах развития человечества, существовали не денежные общества, основывающиеся в значительной степени на принципах экономики дара или дарения. Экономики дара были распространены до появления рыночной экономики, но с усложнением и развитием общественных отношений постепенно стали исчезать. Правда в некоторой форме экономика дара дожила и до наших дней.

Экономика дара это особая форма социально-экономических взаимоотношения, при которой ценные товары и услуги регулярно передаются без каких-либо конкретных договорённостей о немедленной или будущей награде. Для такой экономики требуется, чтобы обмен материальными ценностями был больше, чем просто обмен между двумя людьми, иначе можно просто бесконечно передавать дары туда и обратно. Регулярные акты дарения должны создавать постоянную циркуляцию ценностей в обществе и, тем самым, обеспечивать их перераспределение.

На северо-западном побережье Канады, в настоящее время до сих пор проживают несколько тысяч североамериканских индейцев квакиутль (Kwakiutl), у которых, вплоть до начала ХХ века, был широко распространён ритуал под названием «потлач» (что на местном языке нутка означает «дар»). Последствиями этого ритуала для дарителей, зачастую были разорение и бедность, на грани нищеты. Целью потлача являлось желание вождей и знати одного племени поразить своим гостеприимством других участников этого ритуала.

В ходе этого ритуала, вожди и знатные люди племени, в своём хвастовстве стремились продемонстрировать другим своё могущество и раздаривали гостям то, что накапливалось месяцами и годами всем племенем. Кухонная утварь, меха, драгоценности, предметы домашнего обихода, лодки, запасы продовольствия и много многое другое раздаривалось направо и налево. Но, на самом деле, племя, не могло позволить себе таких даров, при этом существенно не ухудшая свой уровень жизни.

Порой, с целью демонстрации своего величия и пренебрежения к имеющемуся богатству, ценные вещи просто уничтожались или выбрасывались в море. А так как уничтожалось и раздаривалось имущество не только вождя и знати, но также и других членов племени, не трудно представить какие условия жизни становились у не слишком зажиточных членов племени. Раздаривая и уничтожая накопленные богатства, даритель ценностей получал почёт среди гостей, укреплял свой авторитет и авторитет своего племени. В ходе этого ритуала также бросался вызов одаряемому, ответить на который можно было лишь новым потлачем, ещё более щедрым, чем первый.

В свою очередь, при следующем ритуале потлача, необходимо было быть ещё более щедрым на ценные дары. Таким образом, в ходе последовательных церемоний, в процессе которых участники были просто обязаны делать все более и более щедрые дары, всё в возрастающем количестве уничтожать своё имуществ, тем самым нанося непоправимый ущерб хозяйственной жизни всего своего племени. Крайняя разорительность данного ритуала и стала причиной его запрета со стороны властей.

Другой пример. В Папуа-Новая Гвинея по настоящее время существует так называемый круг Кула (Kula ring). Круг Кула объединяет 18 островных поселений, расположенных на одном из архипелагов. По сути круг Кула есть система взаимного церемониального обмена. Все предметы, циркулирующие по кругу Кула, не подлежат личному использованию. Цель перемещения заключается в повышении социального статуса и престижа. Круг Кула можно рассматривать как процесс по укреплению различий в статусе и авторитете, так как фактически наследственные вожди владеют большинством предметов, подлежащих обмену. Процесс передачи предмета является отражением величия дарителя.

Индейский народ, проживающий в гористой местности Сьерра Тараумара в штате Чиуауа на северо-западе Мексике практикует обычай под названием корима (kórima). Согласно данной традиции, долг каждого члена общества делиться своим богатством с другими.

В целом, данные ритуалы помогают понять различие в понятиях «дар», «подарок» и «товарообмен». Обмен подарками или дарами отличается от рыночного обмена в форме бартера тем, что подарки между людьми или группой людей помогают строить социальные отношения. При этом ритуальные дары включают в себя торжественную церемонию, демонстрацию величия дарителя и наличие изобилия (зачастую лишь кажущегося), материальных ценностей. Щедрость подарка повышает престиж дарителя и его социальный статус. Тогда как бартер есть сделка, в основе которой лежат какие-то экономические интересы сторон её участников.

В наши дни элементы экономики дарения наблюдаются не только в нескольких малочисленных этносах, разбросанных по всем уголкам нашей планеты.

Информация просто идеально подходит для экономики дарения, в качестве «дара». Учёные публикуют результаты своих исследований в разных журналах, выступают на конференциях, издают научные труды в виде книг, брошюр, препринтов и т.д. Всё научное сообщество имеет доступ к этой информации, и любой учёный может использовать результаты трудов любого другого учёного в любое время. Сумма знаний научного общества в целом только возрастает. Сам автор, своим актом «дарения» результатов своего труда сообществу, повышает свой социальный статус в обществе учёных. Чем больше других учёных ссылается на его труды, тем выше его статус в научном мире. Тем больше его значение. Чем больше трудов издаёт учёный, тем больше его щедрость. Ещё больше трудов означает ещё больше ссылок других учёных на его работы. А это придаёт автору ещё больше авторитета, ещё больше повышает его статус, важность, значимость.

Наверное, каждый слышал про свободную энциклопедию «Википедию» – самый крупный и наиболее популярный справочник-энциклопедия в Интернете. На июнь 2017 г. количество статей в Википедии превышает 42 миллиона, на 285 языках![1] Для сравнения, второе издание (самое большое из трёх) Большой Советской Энциклопедии содержит около 100 тысяч статей. Поэтому, по объему информации Википедию можно считать самой полной энциклопедий за всю историю человечества.

 Самое удивительное, что вся Википедия основывается на добровольной основе. Любой житель планеты, имеющий компьютер и выход в Интернет, при желании может сделать свой «дар» всему сообществу людей на планете Земля и написать собственную статью на своём родном языке. Если эта статья будет обладать значимой ценностью для других, то её переведут и на многие другие языки, и тем самым ценность данной информации возрастёт ещё больше. Как она возрастёт и в случае ссылок на данный источник из других статей. Чем больше автор сделает вклад, чем больше значимых статей, тем больше его «величие», его значимость, тем больше его статус. Да и осознание того факта, что человек создал нечто ранее не существовавшее в мире, имеющее ценность не только для него, но и для других, и что его «статья-дар» останется после него, может само по себе служить стимулом проявлять это акт «дарения» снова и снова. Получать и делиться знаниями. Полагаю, что это замечательная возможность для каждого сделать свой дар в мировую сокровищницу знаний.

Если у меня было яблоко и у вас было яблоко, и мы ими обменялись, то у нас у каждого осталось всё также по одному яблоку. А если у меня была идея, у вас была идея и мы ими обменялись, у нас у каждого теперь стало по две идеи. Наверное, поэтому, с точки зрения автора, Википедия это самое лучше применение экономики дарения в наше время. А учитывая её по истине, всепланетный масштаб и всеобъемлющий размах, ценность даже самого незначительно вклада в данный ресурс, со временем только будет возрастать.

А всевозможные файлообменные сети, созданные для совместного использования файлов? Это ведь тоже экономика дара. Ведь любой пользователь данной сети, может «подарить», то есть выложить в свободный доступ ресурсы, которые другие пользователи сети могут бесплатно их скачать к себе на компьютер.

А вы знали, что начиная с 1986 года по настоящее время в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, США проходит ежегодное восьмидневное событие под названием «Burning Man» (дословно означает «горящий человек»). Одним из ключевых принципов этого своеобразного фестиваля декларируется «дарение»[2]. Участникам фестиваля предлагается руководствоваться принципами экономики дарения, как во время фестиваля, так и в остальное время.

Так что в современном мире не денежные формы экономики есть не только на отдалённых островах в малочисленных этносах. Они рядом с нами. Они были раньше, они есть сейчас, и можно полагать, что будут существовать и далее.

 

ССЫЛКИ:

[1] Список всех Википедий по числу статейhttps://ru. wikipedia. org/wiki/Википедия:Список_Википедий

[2] https://burningman. org/culture/philosophical-center/10-principles/

 


Учитесь обращаться с тем, что имеете в настоящее время.

Повышайте свою ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ!Инста_Обложка