Постановка целей

Часто, сама по себе цель является более сильным мотиватором, чем прямые выгоды, которые сулит ее достижение. Изменения в жизни человека обусловлены не возможностями его, но желанием и мотивацией. Если есть достаточно веские побудительные мотивы достичь чего-либо, человек способен на многое.

В жизни очень много того, про что мы можем сказать, что хотим этим обладать. Но на самом деле, очень часто оказывается, что это интересуют нас только временно. А с годами «аппетит» только возрастает, и если его не научиться контролировать себя, то неопределенность желаний «всего и сразу» будет следовать за человеком всю жизнь.

Например: «Хочу разбогатеть». Как это не удивительно, но такая постановка цели мало стимулирует вас. Если же вы определяете в цифрах и временных рамках, то есть когда и сколько, и главное для чего это вам нужно — в этом случае мотивация достигнуть желаемого будет значительно сильнее. То есть достижение цели в первую очередь зависит от её формулировки, и первым шагом к успеху являются правильно поставленные (заданные, сформированные, определенные) цели.

Вы когда-нибудь задумывались, что значит «ставить» цели? Как «определять» цели? Какие они должны быть? Сколько их надо? На какой горизонт планирования? Какие основные ошибки целей существуют?

Цель_2

Цель это конечный результат (значимость, ценность для вас),

на который преднамеренно направлена ваша деятельность.

Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с именно тем результатом, который требуется вам?

В менеджменте, для постановки задач и определения целей, используется мнемоническая аббревиатура «SMART», образованная первыми буквами английских слов:

  • Specific = Конкретная / Определённая / Чёткая

Прежде всего необходимо задать вопрос: что конкретно должно получиться в результате её достижения? Кто конкретно будет делать?

  • Measurable = Измеримая

Мы управляем только тем, что измеряем. Измеримость цели предполагает наличие измеримых показателей. Если таких показателей нет,  будет сложно оценить проделанную работу. Нужны количественные критерии, «цифры», изменение которых можно отследить: проценты, килограммы, рубли, метры, количество клиентов, количество покупок и т.д.

  • Achievable = Достижимая

Не противоречит ли это физическим законам? В принципе возможно ли эту цель достигнуть в указанный временной промежуток с имеющимися ресурсами? Например цель: увеличить выпуск продукции в два раза. Не изменяя количества персонала, время работы, без повышения квалификации персонала и т.д. это будет не достижимой задачей. Если всё это обеспечить, но поставить цель в 10 раз увеличить выпуск продукции, то это также будет не достижимо, так как оборудование не рассчитано на такую ёмкость производства.

  • Relevant = Вдохновляющая / Значимая / Актуальная / Реалистичная / Уместная

Важность, с точки зрения целей, стратегического уровня. Задать вопрос: «Зачем это надо сделать?». Действительно ли выполнение указанной задачи необходимо? Обладает ли задача значимостью? Стоит ли её выполнение затрачиваемым ресурсам?

  • Time-bound = Ограниченная во времени

Сроки выполнения задачи должны быть заранее оговорены. К какой дате надо выполнить задачу? Сколько часов отводиться на выполнение задачи?

Ваши цели должны быть «умными», так как именно это и означает слово SMART в переводе на русский.

SMART цели_01

Сравните «обычную» цель, например:

  • «Хочу новый телефон»

SMART-Цель:

  • «Через 6 месяцев купить новый телефон «ТЕЛЕФОН-123″ за 12,000 рублей, в качестве подарка на день рождения любимого человека»
    • S: Телефон конкретной марки и модели «ТЕЛЕФОН-123».
    • M: Стоимость 12,000 руб.
    • A: Откладывать по 2,000 рублей ежемесячно.
    • R: Подарок для любимого человека в день его рождения.
    • T: Шесть месяцев.

Как известно, правильно заданный вопрос уже частично содержит в себе ответ. Грамотно же поставленная цель выдаёт требования на необходимые ресурсы (материальные, людские, финансовые) и время выполнения. В случае же отсутствия конкретики, не возможно не только оценить целесообразность выполнения поставленной задачи, ни ценность её достижения, но также не возможно определить ни временные рамки её выполнения, ни требуемые ресурсы.

Расплывчатое желание всего и сразу есть не более чем нытье слабого. Желание стать богатым сравнимо с мечтой. Однако, если человек хочет иметь пять золотых монет, это уже похоже на достижимую цель. Подкрепив свое желание получить пять золотых монет силой и умением, человек может сделать следующий шаг, задавшись целью получить десять монет, потом двадцать, тысячу и, наконец, стать по-настоящему богатым. Научившись хранить маленькое богатство из нескольких монет, он уже способен сберечь и состояние. Так накапливается не только опыт, но и богатство. Со временем человек обретает необходимые знания и умения.
Джодж Клейсон, «Самый богатый человек в Вавилоне».

Правильно поставленная цель не нуждается в дополнительном стимулировании. Если же цель грамотно поставлена и она совпадает с вашей системой ценностей, то она будет вас вдохновлять, придаст вам жизненной энергии, она будет вас мотивировать.

состояние счастья_01

С правильной целью вы станете целеустремлённым человеком!

Чтобы понять, кто такой «целеустремлённый», представьте человека, который очень, очень, ОЧЕНЬ сильно хочет в туалет. Все преграды для него кажутся не существенными. Согласитесь, ведь смешно будет слышать от такого человека фразу: «Я не сходил в туалет, потому что…»

  • решил сходить завтра
  • мне 20 лет и у меня всё ещё впереди
  • я слишком устал сегодня на работе
  • мне некогда, так много надо успеть сделать ещё
  • туалет платный, а у меня и так нет денег и я не могу себе этого позволить
  • я и не предполагал, что смогу дойти до туалета
  • я слабый, у меня нет физических возможностей
  • я был не достаточно мотивирован
  • у меня не достаточно способностей и опыта
  • я не верил, что смогу это сделать
  • я постучал в дверь, но мне не открыли
  • туалет не работал!

Поставьте себя в ситуацию, когда невозможно не сделать!

Если вы только учитесь ставить цели, то цена слова, поможет вам выработать в себе точность формулировки целей и поспособствует развитию самодисциплины. Цена слова также необходима во избежания возможного самосаботажа, разгильдяйства и сговора со своей совестью, в качестве оправдания уменьшения или отсутствия целеустремлённости. Ценой слова может быть всё, что угодно: материальные ценности, деньги, ваши принципы. То есть всё то, что имеет для вас ценность, чем вы дорожите и чем вам придётся пожертвовать или отдать или уничтожить физически, в случае не достижения цели.

Допустим, в примере с телефоном, через три месяца, из-за временных финансовых трудностей, вы не смогли отложить очередные 2,000 рублей. И говорите себе, ладно, в следующем месяце компенсирую. Но в следующем месяце ни компенсации, ни очередных 2,000 рублей не откладываете, так как ситуации не улучшилась. Ничего страшного, говорите себе, успел скопить 6,000 рублей, куплю цветов, сходим в ресторан, прекрасно проведём вечер. А то, что телефон хотел подарить, она так и не узнает.

А теперь представьте, одновременно с постановкой этой цели вы также определили для себя и цену слова. Например, поставили в известность своего непосредственного начальника на работе о вашей цели, и, в случае, если вы по истечении шести месяцев не показываете ему новый телефон и чек о покупки, тогда половину вашей зарплаты вы добровольно отдаёте своему шефу. Оформляете в письменном виде, заверяете в бухгалтерии и отдаёте на хранение в отдел персонала! А если вы ещё своего начальника недолюбливаете, только представьте каково это будет отдавать ему половину «кровно заработанных»??!!!

Как быстро вы научитесь ставить реалистичные вдохновляющие цели (но не мечты!), когда за неточность и нечёткость формулировки цели, или её не достижение, вы будет каждый раз платить из своего кармана!

Или не платить а, например, делать что-то из ниже перечисленного:

  • сбреете брови
  • месяц не будете пользоваться машиной
  • покрасите в красный цвет волосы и две недели так ходить будете
  • разобьёте свой телефон
  • побреете голову
  • недругу своему на работе кофе по утрам приносить месяц будете
  • начнёте заниматься спортом 3 раза в неделю
  • и т.д.

 

Основные ошибки целей:

  • отрицательная формулировка (нельзя использовать частицы не, ни, никогда и т.д.)
  • отсутствие количественного показателя
  • не зажигает (скорее всего, это кем-то навязанная вам чужая цель)
  • слишком быстро (цель не достаточно амбициозная)
  • слишком долго (ценность ресурса обратно пропорционально времени его достижения)
  • отсутствие ответственности (результат должен быть инициирован и поддерживаться только вами и не должен зависеть от желания других людей помогать вам)
  • не оправданно амбициозная
  • путаница корпоративных и личных целей


В дополнение к критериям SMART, цель можно проверить также по дополнительным критериям:

  • Амбициозная: цель должна вас зажигать! Как понять? У вас должны «гореть глаза», появиться энергия для её достижения.
  • Законная: не противоречие требованиям действующего законодательства.
  • Экология: надо согласовать поставленные цели с вашими близкими (супругом, взрослыми детьми).  Например, если вы решите заняться спортом, то часть семейного бюджета будет уходить туда, меньше времени станете проводить с ними и т.д. Также спроецируйте ваш результат в будущее — он принесёт пользу вам и другим людям? Какие ресурсы надо будет затратить?

«Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Ты осудил, а он уже другой.»

Лев Толстой.

«Всё течёт, всё меняется». С течением времени цели могут претерпевать трансформации, так как вы неизбежно будете испытывать личностные изменения в процессе достижения целей. Возможно, достижение ранее поставленных целей изменит вашу систему ценностей, и остальные, ранее поставленные, цели могут стать не релевантными текущей ситуации. Поэтому не забывать периодически пересматривать цели. Некоторые цели будут скорректированы, некоторые пересмотрены полностью, некоторые останутся неизменными.


Домашнее задание:

Поставьте себе по 2-3 цели в следующих сферах: здоровье, семья/отношения, работа/бизнес.

Запишите их в письменном виде!

Чем чётче вы представляете себе желаемое будущее, чем больше конкретики, цифр, деталей, тем быстрее и с меньшими затратами ресурсов вы его достигните.


 

Учитесь обращаться с тем, что имеете в настоящее время.

Повышайте свою ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ!Инста_Обложка